Откуда берутся детские комплексы? Послание родителям.

детские комплексы

Друзья мои, вы знаете, откуда у нас берутся комплексы? Личностные проблемы взрослого не возникают внезапно, их нередко обуславливают детские комплексы.

Прежде, чем говорить о них, давайте разберемся с понятиями. Комплексы, схемы, убеждения, программы, установки, паттерны, сценарии – это все об одном и том же с небольшими смысловыми вариациями. Когда мы говорим о комплексах, дисфункциональных схемах или негативных убеждениях, мы имеем в виду стереотипные реакции, которые выработались в детстве или подростковом возрасте и мешают нам жить во взрослой жизни, а могут вести и к саморазрушению личности.

Автор статьи — руководитель проекта поддержки и обучения будущих и молодых мам «МамЭксперт» mamexpert.by, директор Информационно-практического учреждения «Центр поддержки материнства и детства «МамСтарт», координатор инициативы «Дети в безопасности» проекта БЕЛМЕД, эксперт по вопросам науки телепередачи «Здорово здоровым быть», многодетная мама, автор и спикер курсов и семинаров, врач-психонейроэндокринолог НАТАЛЬЯ НАВРОЦКАЯ.⠀

наталья навроцкая

Детские комплексы и наследие предков

Бывало ли у вас, что в жизни повторяются снова и снова одни и те же события по сути, только с разными декорациями? Кого-то предают близкие, кого-то несправедливо принижают, кто-то не может отстоять свою точку зрения и постоянно отступает, а потом по ночам снова и снова крутит в голове мысли, как нужно было ответить? Жизнь идет, обстоятельства меняются, а ситуация повторяется.

Малыш, впервые попадающий в какую-то ситуацию, которая вызывает у него шквал эмоций, еще не знает, как переварить эти эмоции и пробует некие варианты поведения. Эти варианты ему подсказывают полученные от предков в наследство нейронные сети в подкорковых структурах головного мозга, их совокупность еще называют иногда темпераментом.

Каждый человек имеет такое наследство, и оно состоит из положительных опытов прошлых поколений! Когда-то у одного из  ваших предков определенный способ поведения в какой-либо ситуации сработал в плюс, и он был записан глубоко в подкорковых ядрах и заботливо передан потомку, то есть вам. И вы, сами того не зная, пользуетесь этим наследством.

Итак, малыш воспользовался опытом предков. И вот, чудо! Способ у крохи сработал и закрепился, утвердился в подсознании как оптимальный вариант реагирования и защиты личности от рассыпания. И в будущем, когда взрослый уже человек, попадет в ситуацию, которую его подсознание считает похожей на ту, первую, он снова и снова демонстрирует старые, детские реакции. Они заставляют его уходить в самозащиту и реагировать негибко в ситуациях, похожих на те, что травмировали в детстве. Во взрослой жизни эти детские комплексы уже не помогают, они мешают успешно удовлетворять потребности и развиваться.

Как детские комплексы влияют на жизнь

Очень многое, что формирует нашу личность, закладывается в первые годы и даже месяцы жизни, и детские комплексы исключением не являются. Почему они возникают? Они происходят из чего-то, что было сделано с нами в детстве. Это может быть :

  • критика,
  • пренебрежение,
  • отстранение,
  • насилие,
  • чрезмерная защита

Переживая случаи эмоционального и физического насилия, детская психика их «переваривает» и делает выводы. Детские способы защиты, имеющиеся в распоряжении психики, формируют деструктивные схемы поведения (детские комплексы), которые потом определяют всю жизнь. Кто-то, вырастая, осознает наличие у него ряда мешающих жить механизмов, а кто-то мается всю жизнь, считая или себя «каким-то не таким» или окружающий мир враждебным.

Итак, сейчас самое интересное: примеры дисфункциональных схем (согласно схема-терапии). Суть в том, что человек раз за разом проживает определенные чувства, даже если в реальности все несколько не так.

  1. Если у меня есть схема Покинутости, то… … будучи ребенком, я не получал/а безопасности, защищенности и предсказуемости. … будучи взрослым, когда эта схема срабатывает, у меня может возникнуть ощущение, что я в опасности, одиночестве, никто не может обеспечить мне безопасность, эмоциональную поддержку, связь или защиту, в которых я отчаянно нуждаюсь и почти не могу обеспечить это для себя.
  2. Если у меня есть схема Дефективности, то … … я чувствую себя несовершенным, ничтожным, плохим, неспособным или бесполезным в важных аспектах моей жизни.
  3. Если у меня есть схема Недоверия/Ожидания жестокого обращения, то я … …ожидаю, что другие будут лгать мне, обманывать, причинять боль или оскорблять, манипулировать, стыдить или использовать меня.
  4. Если у меня есть схема Эмоциональной депривации, то я… … ожидаю, что другие люди никогда не будут в достаточной мере удовлетворять мою потребность в эмоциональной поддержке, внимании, понимании, сопереживании и помощи.
  5. Если у меня есть схема Недостаточного самоконтроля, то я … … имею трудности с самоконтролем; например, я выражаю свои чувства и импульсы в экстремальном виде. … или у меня низкая устойчивость к фрустрации в попытках достичь своих целей: например, я не люблю предпринимать постоянные усилия.
  6. Если у меня есть схема Социальной отчужденности, то я … … чувствую себя изолированным от остального мира, или что я отличаюсь от других людей, или что я не являюсь частью группы, я ни к чему не отношусь.
  7. Если у меня есть схема Зависимости/Беспомощности, то я … … убежден, что без большой поддержки от других я не смогу управлять повседневной жизнью.
  8. Если у меня есть схема Уязвимости к болезни/вреду, то я… … постоянно боюсь катастроф, которые я не могу предотвратить.
  9. Если у меня есть схема Запутанности/неразвитой идентичности, то я … … слишком сильно привязываюсь к одному или нескольким людям в моей жизни и стараюсь быть рядом с ними до такой степени, что у меня нет социальной жизни или собственных интересов.
  10. Если у меня есть схема Неуспешности, то я… … убежден, что потерпел или потерплю неудачу в областях, где важен результат, например, в спорте, в учебе или на работе.
  11. Если у меня есть схема Грандиозности, то я … … убежден, что я лучше других, особенный, или что у меня больше прав, чем у других.
  12. Если у меня есть схема Покорности… … то я легко отдаю контроль другим, потому что я чувствую, что должен (например, из-за страха перед последствиями).
  13. Если у меня есть схема Самопожертвования, то я … … в повседневных ситуациях чрезмерно пытаюсь удовлетворять потребности других ценой собственного счастья.
  14. Если у меня есть схема Поиска одобрения … … то я чрезмерно стараюсь добиться одобрения, похвалы или внимания других, или стараюсь соответствовать окружающим ценой игнорирования моих собственных истинных чувств.
  15. Если у меня есть схема Негативизма/пессимизма … … я сосредотачиваюсь на негативных аспектах всего на протяжении всей моей жизни (например, подход «стакан наполовину пуст»).
  16. Если у меня есть схема Подавления эмоций … … то я чрезмерно подавляю свои спонтанные чувства, действия или общение, обычно, чтобы избежать чувства неприязни или стыда или чтобы не потерять контроль над своими импульсами.
  17. Если у меня есть схема Жёстких стандартов, то я … … убежден, что должен постоянно работать, чтобы соответствовать моим очень высоким стандартам поведения и достижений, чтобы избежать критики со стороны себя или других.
  18. Если у меня есть схема Пунитивности, то я … …убежден, что люди должны быть сурово наказаны, если они совершают ошибки

Ну что, сколько схем ВЫ нашли у себя? Внимание, а теперь вопрос на засыпку!

Как думаете, кто чаще всего формирует у ребенка такие комплексы?

Правильно, родители! И не потому, что они хотят навредить своему малышу, а потому, что не знают, как надо!!!

Именно поэтому был создан Курс «Познай себя и своего ребенка, основы нейрофизиологии». 

ХОЧУ НА КУРС!!!

Детские комплексы - выход есть!

Только поняв себя и осознав потребности своего внутреннего ребенка, мы сможем помочь ребенку развить заложенный в нем потенциал, а не вкладывать в него свои детские комплексы и нереализованные мечты.

Только у гармоничных здоровых родителей растут здоровые дети, а большинство детских проблем возникает из-за ошибок взрослых. И при этом, ошибки совершаются не со зла, а из лучших побуждений, с искренним желанием помочь своему ребенку. И через это горячее желание помочь несведующий родитель может сломать и навредить ребенку. И мы не виноваты, что так поступаем! Так вели себя с нами наши родители, и они тоже не виноваты, они не видели другого. Сейчас настало наконец время разорвать этот порочный круг! Научиться действовать не во вред, а во благо своему ребенку.

Курс «Познай себя и своего ребенка, основы нейрофизиологии» имеет не только научно обоснованную теоретическую, но и практическую направленность. Он наполнен техниками и практиками для лучшего понимания работы мозга и тонкой настройки взаимодействия между тремя главными управляющими системами организма: нервной, эндокринной и иммунной.

В течение курса, занятие за занятием, выполняя домашние задания и научившись практиковать самостоятельно, вы сможете "перепрошить" свой мозг и настроить его на гармоничное взаимодействие с телом. Вы удивитесь, сколько всего в ваших силах, как много вы можете сделать и как поменяется ваш мир!

Волшебник живет внутри каждого из нас, откройте ему возможность проявить себя!

Жду вас на курсе!

 

 

comments powered by HyperComments