Формирование самостоятельности у малыша – советы психолога

формирование самостоятельности
Формирование самостоятельности – важный этап в развитии человека. Чаще всего родители начинают задумываться о самостоятельности своего отпрыска, когда он уже пошел в школу, а то и вовсе достиг переходного возраста. Но период формирования самостоятельности происходит в возрасте от 3 до 6 лет, когда маме с папой еще может казаться, что малыш полностью от них зависит.

Особенности развития

В среднем к 3,5 годам у большинства деток заканчивается кризис трех лет. Негативизм уходит, малыш начинает активно познавать мир и подражать взрослым. Он нуждается не только в общении с мамой и папой, ему нужны сверстники. Ребенок начинает учиться совместным играм и общению. Наблюдая за малышом, уже можно многое сказать о его врожденном темпераменте. Одни детки все делают быстро, а другим нужно гораздо больше времени. Кто-то демонстрирует способности лидера и хорошо себя чувствует в гуще событий, а кто-то с самого начала действует по «индивидуальной программе». Самое лучшее, что могут сделать родители – это учесть характер малыша и уважать его скорость.
Примером может служить распространенная ситуация, когда малыш учиться самостоятельно завязывать шнурки на ботиночках. Выходит у него крайне медленно. Мама сама все завяжет гораздо быстрее, а ведь утром времени мало, надо спешить.  В результате, день за днем шнурки завязывает мама, ребенок не учится.
Дайте крохе возможность потратить на шнурки или застежки столько времени, сколько ему необходимо. Помните, что навык формируется постепенно и только, если его делать ежедневно и с удовольствием. Запланируйте дополнительное время «на шнурки». Да, возможно придется разбудить малыша на полчаса раньше, чтобы он мог разобраться со своими шнурками без спешки, в то время как мама будет спокойно собираться. Хлопотно? Возможно!  Если данный вариант вам не подходит, придумайте свой, но дайте ребенку возможность осваивать различные навыки с удовольствием.

Формирование самостоятельности

Шнурки, пуговицы, самостоятельное поедание завтрака – все это малыш будет делать медленно по началу, но только так сможет научиться. Детки активно познают мир и рады осваивать различные умения. Задача родителей – не отбить желание, а наоборот создавать условия для развития.
Раз за разом, перехватывая инициативу, взрослые вселяют в ребенка чувство неуверенности и заставляют увериться в собственной несостоятельности. «Зачем к чему-то стремиться – все равно у меня ничего не выйдет», — так рассуждают люди, которых в детстве лишили возможности проявлять инициативу.
Примерно в этом возрасте у малыша могут появиться своеобразные ритуальные действия, когда ребенок повторяет одно и тоже по несколько раз. Играет в одну игру, делает что-то определенным образом, соблюдает строгую последовательность действий. Так ребенок учится, создает для себя комфортную обстановку.

Без вины виноватый

Возраст от 3 до 6 лет – это период формирования патологической вины. Чувство это возникает, если маленький человек уверен, что постоянно поступает неправильно или просто недостаточно хорошо что-то делает.
Причем малыш еще уверен, что мир крутится вокруг него, а значит в плохом самочувствии мамы или ссоре родителей виноват именно он.  Даже невысказанная тревога, которая ощущается дома, может вызвать вину. Распространенный тезис о том, что маленький ребенок ничего не понимает — заблуждение, которое удобно взрослым. Малыш все чувствует и многое понимает. Он может не осознавать, но переживает и проявляет свою тревогу и горечь частыми болезнями, энурезом, плохим поведением в детском саду. Варианты реакций могут быть самыми разными.
Снять этот тяжкий груз с детских плеч можно, регулярно объясняя малышу, что он не виноват в том в происходящем, и значимые взрослые его любят.
В возрасте от 3 до 6 лет у маленького человека происходит формирование самостоятельности и инициативы. Если у ребенка нет такой возможности, то в будущем он не станет целеустремленным и будет жить постоянным чувством вины. Поэтому не гасите его порывы вам помочь, что-то сделать, даже если вам это не по вкусу. Спрашивайте у малыша совета, спрашивайте, как бы поступил он. Это укрепит его доверие к вам и сделает ваши отношения ближе и теплее.
Советы практикующего психолога Ирины Михолап.
А вы сталкивались с подобными проблемами? Поделитесь, пожалуйста, своим мнением и опытом!
comments powered by HyperComments