Адаптация к школе – закладываем правильный фундамент на будущее

Адаптация к школе

Адаптация к школе – важный период, который повлияет на весь дальнейший жизненный путь маленького человека. От того, насколько быстро привыкнет малыш к новым условиям, будет зависеть его психологическое состояние, здоровье, желание ходить в школу и учиться.

К сожалению, у некоторых деток адаптация к школе происходит с определёнными трудностями, и их нельзя оставлять без внимания. В сложных случаях может потребоваться помощь невролога или психолога, ну и родителям придется пересмотреть некоторые свои взгляды на жизнь и воспитание ребенка. Подобная работа не всегда проста, но она поможет избежать проблем в будущем.

Сложности периода привыкания

Адаптация к школе — это время, когда первоклассник привыкает к новой жизни. Меняется все: статус ребенка, его распорядок дня, социальные условия, степень ответственности. В среднем этот непростой период занимает от трех месяцев до полугода. Переход от детского сада к школе дается непросто практически всем детям. Помимо изменившихся требований и обязанностей, в окружении первоклассника возникает множество новых людей (учителя и одноклассники), с которыми необходимо выстраивать отношения.

Сложнее всего приходится детям с индивидуальными особенностями нервной системы. К ним относятся:

  • Гиперактивные дети. Психика отличатся слабыми процессами торможения, отсюда пониженная способность к концентрации внимания. Таким деткам просто физически необходимо постоянно двигаться. Неподвижно просидеть 10 минут за партой (даже не целый урок) для них – реальный подвиг. Именно эти ученики чаще всего нарушают порядок в классе, им очень сложно слушать учителя и усваивать новый материал.
  • Гипоактивные дети. Противоположность первым – слабые процессы возбуждения. Таких деток пугает все новое, им сложно быстро ориентироваться в бурной школьной жизни. Может показаться, что они спят на ходу. Учителю проблем они, как правило, не доставляют, но материал усваивают также неважно, как и гиперактивные.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости и слабым здоровьем. Они не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, устают и теряют интерес к занятиям, это снижает их успехи в учёбе.
  • Одаренные и очень развитые дети – как ни странно! До поступления в школу у таких умников уже есть обширный запас знаний. Напрягаться на уроках не нужно, в классе им просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.

Также сложно идет адаптация к школе у детей, чьи родители имеют завышенные требования и ожидания. Не стоит ждать от ребёнка невозможного — привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Успешная адаптация к школе – признаки

Как понять, хорошо ли ребенку в первом классе? Об успешной адаптации расскажут такие признаки:

  • Малыш не отказывается идти в школу.
  • Он охотно рассказывает про уроки, одноклассников, учителей.
  • После занятий ребенок активен, не страдает отсутствием аппетита, не жалуется на головную боль, усталость, слабость.
  • В классе у него есть друзья.
  • Эмоциональный фон ребенка остается нормальным, нет повышенной агрессивности или плаксивости.
  • Состояние здоровья резко не меняется, нет нарушений сна. О том, как справиться с детской бессонницей, можно почитать тут.

Как подготовить ребенка к школе

Предугадать, как пройдет адаптация к школе у конкретного малыша, не всегда возможно. Во власти родителей сделать этот процесс максимально комфортным для ребенка.

Здоровье

Год перед школой необходимо посвятить укреплению организма будущего первоклассника. Закаливание, регулярные прогулки на свежем воздухе, занятия спортом благотворно скажутся на выносливости организма.

Режим дня у ребенка, посещающего дошкольное учреждение, уже во многом синхронизирован со школьным. Домашний ребенок нуждается в постепенном изменении распорядка дня с ранним подъемом и завтраком.

Если чувствуете, что ребенку сложно, он стал нервным и возбудимым, поддержите его организм, к примеру препаратом Киндинорм. Он применяется при функциональных расстройствах нервной системы, сопровождающихся повышенной нервной возбудимостью, обусловленной конфликтами или сильными перегрузками. Ребенок чувствует, что неспособен достичь результата, которого от него ждут, и в его нервной системе рано или поздно случается сбой.

Киндинорм эффективно устраняет такие симптомы, как нарушение концентрации внимания, повышенная возбудимость, непоседливость, трудности в обучении, расстройство сна и состояния общей слабости. Также препарат оказывает успокоительное и стабилизирующее действие на психическое состояние малыша, способствуя коррекции синдрома гиперактивности. Разрешен к применению детям от 1 года.

Развитие

Учитывайте психологические особенности ребенка, не ждите, что учитель сам все заметит, у него будет целый класс маленьких непосед.

Существуют специальные программы дошкольной подготовки гиперактивных и гипоактивных детей (можно почитать книгу Е. Мурашовой «Дети-тюфяки и дети-катастрофы»). Начните заниматься заранее, найдите приемы, которые работают с вашим чадом. Обязательно поделитесь ими с учителем, хороший педагог будет вам только благодарен.

Дома с ребенком стоит «играть в школу». Подойдет любое занятие, но лучше, чтобы оно нравилось малышу. Цель – приучение к дисциплине и усидчивости. Рисуйте, читайте, занимайтесь любой другой деятельностью, но регулярно, постепенно увеличивая время!

Хвалите малыша за успехи, а за промахи не осуждайте и обязательно подсказывайте, как их исправить. Не предъявляйте повышенных требований, иначе можно отбить у ребенка желание заниматься. Поймали себя на перфекционизме? Останавливайтесь или поручите занятия другому члену семьи, а малыша постарайтесь поддержать, можно тем же Киндинормом.

Полезные навыки

Как вы думаете, какие навыки важны для будущего первоклассника? Чтение? Письмо? Нет! Это, безусловно важные умения, но они является результатом, а не причиной развития ребенка. Готовность к обучению определяется зрелостью нервной системы и мозга ребенка. Как понять, что ваш малыш «созрел» для школы?

Он умеет играть в компании других детей. В совместных играх дети учатся взаимодействовать в коллективе, соблюдать правила и решать конфликты.

Ребенок связно говорит и может донести суть. Умение построить рассказ свидетельствует о хороших причинно-следственных связях.

Малыш способен решить проблему, он понимает, что любую ситуацию можно исправить. К примеру, забыл ручку – не сидел и плакал, а попросил у учителя. Этот навык свидетельствует об умении размышлять, оценивать последствия и предлагать решения.

Навыки самообслуживания. Если в садике несамостоятельность еще прощалась, то в школе – уже нет! Ребенок должен сам одеваться, есть, собирать вещи (хотя бы частично) и следить за ними.

Умение ждать говорит о зрелости нервной системы и способности регулировать собственное поведение.

Дети развиваются каждый в своем, индивидуальном темпе. Возможно, сейчас вы поняли, что ваше чадо еще совсем не готово к первому классу, тогда дайте ему время.

А родителям потенциальных школьников хочется пожелать сил, терпения и любви. Адаптация к школе важна как для ребенка, так и для его семьи, и пусть она пройдет гладко!

Автор статьи Дарья Совина

comments powered by HyperComments